Письменная речь – это чтение и письмо. Нарушения чтения называется дислексией, а нарушения письма – дисграфией. Эти нарушения очень распространены, они встречаются у детей всех возрастов. Дефекты носят стойкий характер и часто приводят к непреодолимой безграмотности.
Что должно насторожить?
1. Ребенок - левша. Левши изначально предрасположены к формированию дислексий и дисграфий, поскольку у них есть проблемы с ориентированием в пространстве.
2. В устной речи ребенка есть замены звуков. При чтении у него будут проблемы с верным соотнесением буквы со звуком. Например, буквы С и Ш он будет читать как С (если произносит оба звука ка С). На письме он тоже может заменять буквы.
3. Ребенок не может запомнить буквы (и печатные, и рукописные). У него можно заподозрить нарушение зрительного восприятия. Возможно ему трудно различать похожие буквы.
4. Ребенок не способен читать открытый слог (согласный +гласный). У него может складываться тяжелая дислексия.
5. Учитель жалуется, что ребенок вообще ничего не делает на уроках русского языка. Возможно, у ребенка многочисленные трудности (но может быть, он просто лентяй).
РЕШЕНИЕ:
Если вы заметили у ребенка начальные проявления нарушений письменной речи, с ним нужно срочно начать заниматься. Не надейтесь, что его проблемы решаться сами собой. Запущенные случаи дислексии и лисграфии требуют не просто длительной логопедической помощи, но и специального репетиторства.